Сериалы прошли долгий путь эволюции — от примитивных «мыльных опер» советского телевидения до высококачественных и высокохудожественных произведений, сравнимых по уровню с полнометражным кино.
От «Дня за днем» до «Игры престолов»
Первые советские многосерийные фильмы для телевидения, такие как «День за днем» и «Вызываем огонь на себя», начинали снимать еще в 1960-1970х годах. Они пользовались большой популярностью у зрителей, их сюжеты и герои обсуждались так же активно, как и кинофильмы в прокате.
Однако в 1990-2000х годах на смену им пришли дешевые «мыльные оперы» и бессмысленные сериалы, рассчитанные на невзыскательный вкус массового зрителя. Это привело к деградации жанра и формированию стереотипа о сериалах как о «продукте для домохозяек».
До 1990х годов | 1990-2000е годы |
---|---|
Серьезные сценарии | Примитивные сюжеты |
Высокое качество | Дешевое производство |
Известные режиссеры | Безликие постановщики |
Популярность у всех | Целевая аудитория — домохозяйки |
Однако в 2000х годах ситуация кардинально изменилась.
Возрождение жанра
На западе (в первую очередь в США) сериалы пережили настоящий ренессанс. Появились такие шедевры как «Игра престолов», «Во все тяжкие», «Настоящий детектив» и др. Их отличает:
- Кинематографическое качество
- Сложные и глубокие сценарии
- Работа известных режиссеров и актеров
Эти сериалы завоевали статус высокого искусства, сравнимого с авторским кино. Крупнейшие кинофестивали стали включать их в свои программы.
Новые форматы просмотра
Параллельно изменились и форматы просмотра сериалов:
- Онилилне-сервисы и пиратство распространили лучшие западные сериалы по всему миру
- Зрители стали объединяться в сообщества и активно обсуждать их в соцсетях
- Кинотеатры начали организовывать показы и обсуждения пилотных серий
- Проводятся фестивали и марафоны сериалов
Таким образом, просмотр сериалов вновь становится коллективным опытом и значимым элементом популярной культуры, как во «золотую эпоху» телевидения. Можно констатировать триумфальное возвращение этого жанра на ведущие позиции.